01 : 01
15 декабря 2018
Главная / Новости / С 1 января 2015 г. государственные и муниципальные закупки должны стать электронными
Сертификаты УЦ

Сертификаты УЦ

Личный кабинет

Личный кабинет

С 1 января 2015 г. государственные и муниципальные закупки должны стать электронными

27.10.2014

В Минске состоялась российско-белорусская конференция «Государственные и муниципальные закупки: перспективы сотрудничества»

Вопросы правового регулирования размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, планируемые меры совершенствования электронных госзакупок и пути устранения барьеров из национального режима участия субъектов хозяйствования государств — членов Единого экономического пространства в закупках за счет бюджетных средств на территории других стран — участников ЕЭП рассматривались на российско-белорусской конференции «Государственные и муниципальные закупки: перспективы сотрудничества». Мероприятие прошло 23 октября текущего года в белорусской столице в Культурно-деловом центре «Дом Москвы». Организаторами выступили Правительство г. Москвы и Министерство торговли Республики Беларусь. Участие в форуме приняли представители Департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок Евразийской экономической комиссии, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы России, Министерства торговли Беларуси, электронных торговых площадок двух государств, Департамента внешнеэкономических и международных связей Москвы, заинтересованных предприятий и организаций.

В настоящее время вопросы участия субъектов хозяйствования в государственных (муниципальных) закупках на территории ТС и ЕЭП урегулированы как на международном, так и на национальном уровне. На международном уровне это Соглашение о государственных (муниципальных) закупках Беларуси, Казахстана и России, а в перспективе — Договор о Евразийском экономическом союзе. Об этом сообщила в своем выступлении на форуме консультант отдела государственных закупок Департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок Евразийской экономической комиссии Татьяна Козловская. По ее словам, в рамках поэтапного осуществления процесса урегулирования планировалось приведение национальных законодательств трех государств в соответствие с положениями Соглашения о государственных (муниципальных) закупках Беларуси, Казахстана и России, а также внедрение электронных технологий в процесс закупок и предоставление национального режима его участникам. Несмотря на совместные усилия и большой объем выполненных работ по каждому из этих направлений, говорить о выполнении поставленных задач пока не приходится. 

Вместе с тем многие вопросы сегодня представляются уже не столь актуальными в связи с подписанием Договора о ЕАЭС,  положениями которого внесены определенные новшества в правовое регулирование государственных и муниципальных закупок на территории регионального экономического объединения. Важнейшее из них — переход к электронному формату конкурентных процедур государственных закупок. «Договор о создании ЕЭАС не предусматривает каких-либо переходных этапов перехода к новому формату проведения закупок, обозначенный документом механизм их осуществления должен заработать в полной мере с предоставлением национального режима участия с 1 января 2015 г.», — подчеркнула Татьяна Козловская.  

Поэтому первое, на что должна быть нацелена работа всех заинтересованных сторон и Департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок Евразийской экономической комиссии, это совершенствование механизма проведения государственных закупок в электронной форме и расширение сферы применения такого формата по видам процедур. Речь идет о соответствующей форме размещения информации о госзакупках, обмене документами и сведениями между всеми участниками закупочного процесса, заключении договоров.

«Со вступлением в силу Договора о создании ЕАЭС с 1 января 2015 г. объем информации на национальных веб-порталах госзакупок должен увеличиться. Если сегодня количество данных о закупках может определять национальное законодательство, то в начале следующего года ситуация изменится, — отметила консультант отдела государственных закупок Департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок Евразийской экономической комиссии. — На веб-порталах в обязательном порядке в полном объеме должны будут размещаться сведения, начиная от приглашений к любому виду процедур госзакупок и заканчивая данными об исполнении договоров о закупках. Причем в открытом доступе». Кроме того, обязательным будет размещение информации о жалобах и результатах их рассмотрения, реестре недобросовестных поставщиков, информации о законодательной базе, регулирующей госзакупки».

Предстоит перевести в электронный формат такую конкурентную процедуру закупок, как запрос ценовых предложений. Национальным операторам предстоит провести консультации с заинтересованными сторонами насчет целесообразности перевода всех критериев процедур закупок в автоматический режим в целях создания механизма обработки заявок участников в электронном формате. При этом необходимо учесть разные уровни критериев в различных процедурах закупок.

По словам Татьяны Козловской, предстоит приложить максимум усилий для создания системы заключения договоров в электронной форме, для чего необходима совместная работа с органами казначейства, а также систематизировать работу по устранению существующих барьеров в осуществлении национального режима госзакупок, разрешить существующие вопросы по взаимному признанию ЭЦП. Над этим и работает сейчас Департамент конкурентной политики и политики в области государственных закупок Евразийской экономической комиссии.

На совершенствование механизма электронных государственных закупок сегодня направлена работа специалистов в этой сфере каждой из стран — участников ЕАЭС. «В настоящее время подготовлен законопроект о переводе всех конкурентных процедур (в том числе конкурсов, запросов котировок, запросов ценовых предложений) в электронную форму, — сообщила начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС Российской Федерации Татьяна Демидова. — Планируется, что данный законопроект будет принят и включен в норму Федерального закона Российской Федерации № 44-Ф3 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Для федеральных заказчиков он заработает ориентировочно в начале следующего года». В своем выступлении на мероприятии представитель ФАС России отметила популярность процедуры электронного аукциона у заказчиков и участников. По ее словам, доля денежных средств, которые размещаются в России путем проведения электронного аукциона, в общем объеме госзаказа составляет 38%. Для сравнения: в Беларуси — 21,1%, в Казахстане — 1,1%.

Повышению гласности и прозрачности процедур, добросовестной конкуренции будет способствовать и проводимая работа по совершенствованию белорусского законодательства в сфере госзакупок. По словам  начальника управления государственных закупок Министерства торговли Беларуси Павла Жуковского, на рассмотрении в белорусском правительстве сейчас находится подготовленный проект Указа Президента Республики Беларусь, который предусматривает перевод с 1 января 2015 г. процедуры запроса ценовых предложений в электронный формат. «Для информирования участников электронных госзакупок будет открыт свободный доступ к поступившим жалобам в уполномоченный орган и результатам их рассмотрения. Также в открытом доступе планируется размещать предложения участников госзакупок. В настоящее время эта информация доступна только участникам процедуры и заказчику», — отметил начальник управления госзакупок Министерства торговли Беларуси. Кроме того, проводятся консультации с Министерством финансов Республики Беларусь в целях определения возможностей перевода процесса заключения договоров в электронный формат. Обсуждается вопрос объединения информационных баз Беларуси, Казахстана и России в сфере госзакупок. В том числе формирование единого реестра недобросовестных поставщиков в рамках всего ЕАЭС.

Большую работу проводят и операторы официальных порталов госзакупок стран — участников ТС и ЕЭП. В том числе специалистами РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» — оператора официального сайта государственных закупок Беларуси www.icetrade.by.

Как отметил заместитель директора Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Александр Запольский, в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе официальный сайт госзакупок также будет модернизирован. «В первую очередь в открытом доступе для пользователей сайта будут размещаться предложения участников после размещения протокола о выборе победителя. Допустим, для электронного аукциона это будут первые части заявок, для конкурса и запроса ценовых предложений речь идет о размещении всей информации участников, кроме сведений, подтверждающих состав участника и его квалификационные данные», — пояснил заместитель директора РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен».  

Александр Запольский также обратил внимание участников мероприятия на моменты, сдерживающие активность белорусских субъектов хозяйствования в участии в государственных и муниципальных закупках на территории России. В первую очередь, согласно проведенному опросу потенциальных поставщиков из Беларуси, это внесение аукционного и конкурсного обеспечения, а также обеспечения исполнения контракта. С 2014 г. оно может быть представлено и в виде банковской гарантии, однако в реестре банков и банковских гарантий Российской Федерации белорусские банки отсутствуют. По мнению Александра Запольского, включение данных финансовых институтов, имеющих свои представительства в России, станет стимулом к активному участию белорусских предприятий и организаций в российских госзакупках. Усилия специалистов двух стран сегодня как раз направлены на развитие экспорта, продвижение продукции на рынок госзакупок.